Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображение: Настройки Обычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Версия для слабовидящих

Администрация Фрунзенского района муниципального образования "Город Саратов"
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 2
с углубленным изучением отдельных предметов им В.П. Тихонова»

Профилактика девиантного поведения

 

Методическая разработка правового мероприятия, проведенного 12 декабря 2012 года :

Профилактика девиантного поведения

 

Автор:

Почетный работник общего образования

Учитель истории и обществознания

Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса

Маркина Татьяна Анатольевна

 

 

Цель: развитие творческих способностей учащихся – помощников уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса при решении дилемм нравственного и правового содержания.

Образовательные задачи:

1.Способствовать усвоению учащимися понятий «социальный контроль», «дилемма», «права человека», «защита прав» и др.

2. Учащиеся должны различать понятия «мораль» и «право», понимать разницу между ними.

Развивающие задачи:

1. Развитие у школьников продуктивного мышления: мотивов долга, ответственности в жизни, познавательного интереса к праву, умения решать правовые и нравственные дилеммы, опираясь на жизненный опыт, моральную позицию и используя юридические документы.

2. Развитие умения работать в группе, грамотно и интеллигентно участвовать в дискуссии, слушать других и давать оценку их труду, формировать на основе полученных знаний собственную позицию по рассматриваемой проблеме.

3. Развитие умения выделять главное, сравнивать точки зрения, конструктивно критиковать, развитие навыков самостоятельной и групповой деятельности по работе с раздаточным материалом – «Библиотекой юного юриста».

Воспитательные задачи:

1. Воспитание культуры учения, общения, дискуссии.

2. Воспитание собственной ответственности за высказанную позицию, толерантности.

3. Воспитание стремления к правовому самообразованию, нравственному самосовершенствованию.

Тип занятия:

1. по сочетанию основных элементов процесса обучения – занятие на закрепление и совершенствование знаний, применение правовых знаний в нестандартных ситуациях

2. по основному методу обучения – деловая игра

3. по степени организации самостоятельной деятельности учащихся – занятие высокого уровня самостоятельности и творчества                                     

4. по характеру занятости учащихся – практическое выполнение заданий в группе.

 Преимущества активного учения:

1.Процесс занятия сосредоточен на ученике и поощряет полное вовлечение его в этот процесс.

2. Контроль и ответственность за учебу разделяется между Уполномоченным и учащимися – его помощниками.

3. Роль Уполномоченного – облегчить и обеспечить возможность правового просвещения старшеклассников.

Участники: учащиеся школьного правового центра

Оборудование:

1. На доске - тема и эпиграфы:

«Ничто так не способствует людской добродетели, как закон». Платон

«Нужно себя тренировать в постоянном нравственном поступке»

А.С. Макаренко

«Право ребенка как нечто реальное многими еще не воспринимается»

З. Шнекендорф

2. На демонстрационном экране через мультимедийный проектор –

Правила работы в группах:

1. При обсуждении проблемы можно спорить, вставать с места, проявлять эмоции.

2. Нельзя нарушать регламент, выходить из группы, переходить в другую группу.

3. Если кто-то не согласен с мнением большинства, он имеет право высказывать свое мнение.

4. При выступлении группы, остальные соблюдают тишину и имеют право высказать свое мнение только после ее выступления.

5. При необходимости можно обращаться к учителю за консультацией.

Правила дискуссии:

1. Я критикую идеи, а не людей.

2. Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

3. Я побуждаю каждого к обсуждению. Я выслушиваю соображения других, даже если с ними не согласен.

4. Я стремлюсь осмыслить и понять разные взгляды на проблему.

5. Я изменяю свою точку зрения лишь под влиянием фактов и убедительных аргументов.

         3. Газеты, сделанные учащимися при защите творческих проектов прошлого занятия школы юного юриста на темы: «Закон суров, но это закон!», «Люди! Давайте жить по морали и закону!»

         4. На каждом «игровом столе» – «Библиотека юного юриста».

 

Ход игры

I. Орг. момент

II. Вступительная беседа

Учитель: На уроках обществознания вы рассматривали тему «Мораль и право».

- Что такое мораль? (Ответ учащихся)

- А в каких трех значениях употребляется понятие «право»?

- Уточните, пожалуйста, в чем разница понятий «мораль» и «право»?

- Что такое «нравственная оценка деятельности»? От чего она зависит?

- А как вы думаете, что будет означать «правовая оценка» ситуации, поступка?

III. Практическое занятие

А.Компьютерная презентация на тему «Социальный контроль»- объяснение нового материала (см. приложение).

Б. Ввод в игру

         Сегодня у нас – практическое занятие, его цель передана в эпиграфе словами А.С. Макаренко: «Нужно тренировать себя в постоянном нравственном поступке». К его словам сделаем добавление: дадим правовую оценку какой- либо жизненной проблемы, причем касаться она будет вечной темы взаимоотношений «отцов и детей», старшего и младшего поколений.  Нам предстоит разрешить конкретные дилеммы. В жизни каждого человека немало таких ситуаций, когда ему приходится делать свой выбор в соответствии с совестью и законом. И вы, как помощники уполномоченного по правам участников образовательного процесса, должны быть готовы принять решение и дать людям грамотный совет, рекомендации.

В.Инструктаж по выполнению задания

- Выполнение задания будет проходить в четырех группах, каждая из которых получит свое задание: ситуацию с какой-либо дилеммой, т. е.  проблемой выбора правового и нравственного характера, и вопросы к ней.

Вы имеете право пользоваться нашей нормативно-правовой базой: Конституций Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка.

- Время для обсуждения - 10 минут

- Ознакомимся с правилами работы в группе: внимание на экран (если дети приучены к подобной форме занятий, то ребята просто повторяют правила, если нет, то учитель комментирует их)

- Если вдруг возникнут разногласия, то мы, как интеллигентные люди, должны соблюдать правила дискуссии – внимание на экран.

4. Групповая работа над заданием

(С началом игры никто не имеет право вмешиваться в её ход. Учитель может только корректировать действия участников, если они уходят от основной цели игры)

 

 

 

Задание для первой группы

         15-летний Артур мечтает поехать в спортивный лагерь. Отец обещал дать разрешение на поездку в том случае, если юноша сумеет накопить на нее деньги. Парень с разрешения отца подрабатывал и собрал сумму даже больше, чем нужно. Но незадолго до начала лагерной смены отец изменил свое решение. Друзья отца пригласили его на рыбалку, и ему как раз не хватало денег. Словом, он потребовал, чтобы Артур отдал все собранные деньги. Юноша мечтает о поездке в спортлагерь и поэтому обдумывает вариант отказа отцу в деньгах.

Вопросы:

1. Должен ли Артур отказать отцу?

2. Есть ли у отца право требовать заработанные Артуром деньги?

3. Есть ли какая-нибудь связь между передачей денег отцу и ролью хорошего сына?

4. Играет ли обещание отца самую важную роль в этой ситуации?

Как завоевывается авторитет отца?

5. Что является самым важным во взаимоотношениях отца и сына?

6. Как должен вести себя Артур?

7. С какого возраста можно устроиться на работу? Какие юридические условия должны при этом быть соблюдены?

 

Задание для второй группы

         Пожилой человек попал в «скверную ситуацию». Привыкший жить на широкую ногу, выйдя на пенсию, он осознал, что на неё он не проживет. Он «вспомнил» о  том, что у него есть дети, и, видимо они живут там же, где когда-то началась его семейная жизнь. Он начал наводить справки и выяснил, что дочь и сын стали состоятельными людьми. На его просьбы «помочь ему материально», дети отвечали категорическим отказом. Они мотивировали это тем, что отец бросил их ещё дошкольниками и за много лет ни разу не помог, ни матери, ни им.

( по материалам телепередачи).

Вопросы:

1. Как вы понимаете пословицу: «Тот не умирает, кто детей не покидает»?

2. Какие нормы защиты прав родителей предусмотрены Семейным кодексом?

3. В каких случаях дети могут быть освобождены от содержания нетрудоспособных родителей?

4. Оцените ситуацию с точки зрения морали и права.

5. Согласны ли вы с мнением поэта М.Волошина, что «смысл воспитания – самозащита взрослых от детей»?

 

 

Задание для третьей группы

         Оксане 14 лет. Мать ей обещала, что девочка может пойти на концерт любимой рок-группы, если сама соберет деньги. Оксана несколько раз подрабатывала няней у соседей и экономила на завтраках. Ей удалось собрать гораздо больше стоимости билета, но мать внезапно поменяла решение, сообщив, что хочет купить на эти деньги Оксане туфли, так как старые уже носить нельзя. Девочка ужасно разочарована и решает, во что бы то ни стало пойти на концерт. В итоге она потихоньку купила билет, а матери сообщила, что денег на туфли не хватит. В субботу вечером она пошла на выступление рок-артистов, а матери сказала, что гуляла с подругой. Прошла неделя. Однажды Оксана рассказала о случившемся своей старшей сестре Виктории. Вика обдумывает: должна ли она сообщить о случившемся маме?

Вопросы:

1. Должна ли Виктория все рассказать матери?

2. Если она расскажет матери, означает ли это, что она хорошая дочь?

3. Мать обещала Оксане, что та пойдет на концерт, если соберет деньги. Важен ли этот факт?

4. Важен ли тот факт, что девочка сама заработала эти деньги? Было ли здесь нарушение прав ребенка?

5. Что самое важное в отношении матери к дочери? На чем должно строиться отношение дочери к матери?

6. Чтобы сделали бы вы на месте Виктории?

 

Задание для четвертой группы

         Классный руководитель сообщил уполномоченному по правам участников образовательного процесса следующую информацию: родители ученика, по отзывам соседей, беспробудно пьянствуют, ведут себя безобразно, о воспитании своих детей не думают. Оба несовершеннолетних ребенка учатся плохо, часто болеют, имеют нервные расстройства. Часто мать забывает их даже накормить. Единственный человек, который в меру своих сил ухаживает за детьми, - бабушка.

Вопросы:

1. Какие права ребенка нарушаются в данном случае?

2. Оцените ситуацию с точки зрения права и морали.

3. Какие меры могут быть применены по отношению к этим «родителям»?

4. Освобождаются ли родители, лишенные родительских прав, от обязанностей по содержанию детей?

5. Может ли ребенок самостоятельно обратиться в орган опеки и попечительства?

С какого возраста он может обратиться в суд?

6. Кто может стать опекуном детей?

 

IV этап – выступление групп с соблюдением правил дискуссии

V этап – анализ и обобщение

         Заключительная беседа с детьми:

- Мы рассмотрели   четыре жизненных ситуации. Но что их объединяет?

- В наше время глобализации, к сожалению, иногда нравственные понятия заменяются товарными, общечеловеческие ценности прагматизмом. Я очень рада, что вы продемонстрировали достаточно высокий уровень морального развития.

Кроме того, вы показали умение работать с юридическими источниками. Кто знает, -  возможно, из вас в будущем вырастут грамотные юристы.

- Но какая из четырех групп работала лучше других, почему?

- Чье персональное выступление вы признаете лучшим? Почему?

/Учитель оценивает ответы и комментирует их. Награждает лучших участников памятными дипломами/.

         Я благодарю всех выступающих. Мне бы хотелось, чтобы вы с сегодняшнего занятия ушли не только с чувством выполненного долга, но и вынесли еще урок нравственный и правовой, чтобы вы стали хорошими, тактичными помощниками своим сверстникам в деле защиты своих прав!

 

 

Список использованной литературы

 

Конвенция ООН о правах ребенка. -  М.: Новая школа, 2001.

Конституция Российской Федерации. Комментарий. -  М.: Юридическая литература, 1993.

Семейный кодекс РФ. – М.: Юридическая литература,1996.

Закон об образовании. -  М.: Новая школа, 1992.

Всеобщая декларация прав человека (1948). – М.: Юридическая            литература,      1999.

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.  – М.: Юридическая литература, 1999.

Конвенция ООН «О правах ребёнка» (1989). – М.: Новая школа, 1991.

Документы ООН о детях, женщинах и образовании.- М.: Народное образование, 2005.

Короткова М.В. Нетрадиционные формы занятий// Преподавание истории и обществознания в школе. – М., 2007.- № 7.- с. 28-36.

Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10-11 классов. – М.: «Русское слово», 2010.

Круглый стол «Трансформация современных цивилизаций: постиндустриальное и постэкономическое общество» // Вопросы философии. 2000

Никитин А.Ф. Единство нравственного и гражданского воспитания// Профессиональное образование. – М.: Столица.- 2007.- № 3.

Никитин А.Ф. Основы государства и права: учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2009.

Пархоменко И.Т. Обществознание: вопрос и ответ/ Пособие для старшеклассников и абитуриентов средних специальных и высших учебных заведений. – Ростов-на-Дону: «Учитель», 2004.

Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право: учебное пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов общеобразоват. учреждений – М.: Дрофа, 2010.

 

 

 

 


Copyright © 2008 Школы Саратова МОУ СШ №2 г.Саратов